14-го октября студенты Пермской Духовной семинарии познакомились с историей архиерейского комплекса и посетили старый кафедральный собор (Пермскую художественную галерею).
Заложенный в период губернаторского правления К. Ф. Модераха, в 1798 г., Спасо-Преображенский собор стал для своего времени новым центром духовной жизни Пермской епархии. В наши дни в его стенах размещается экспозиция Пермской государственной художественной галереи, однако и само это место, и произведения церковного искусства из фондов галереи, по-прежнему, сохраняют историческое и духовное значение.
В минувшее воскресение группа студентов и учащихся подготовительного отделения Пермской Духовной семинарии в сопровождении преподавателей совершила путешествие от улицы Кунгурской до архиерейского комплекса, посетила галерею и познакомилась с собранием икон Строгановской школы и пермской деревянной скульптурой. Экскурсию вела Мария Игоревна Дегтярева – д.ф.н., к.и.н., проректор семинарии по научной работе.
Маршрут начался от часовни в честь Святителя Стефана Пермского, заложенной в 1882 г. и освященной в 1887 г. Место, где в 90-е гг. XIX в. размещались церковно-приходская школа и училище псаломщиков, после революции было реквизировано у Церкви. В 20-е гг. здесь был размещен “Коммунистический университет” – курсы высшей партийной школы, а из открытых окон через репродуктор на всю округу разносились звуки “Интернационала”. В более позднее время здание было занято музыкальной школой и детским садом и лишь в 1996 г. в часовне было совершено первое богослужение.
История расположенного поблизости архиерейского комплекса восходит к 1881 г., когда Императрица Екатерина II подписала Указ о переводе в новообразованный административный центр старинного Пыскорского монастыря, основанного в 1560 г. на Каме братьями Строгановыми. Освоение Слудской горки в новом центре Перми началось с обустройства монастырских келий и Стефановой церкви, освященной в 1798 г. Проект будущего монастыря был выполнен в Москве, предположительно М.Ф. Казаковым, или его учениками.
Строительство Спасо-Преображенского собора продолжалось более двадцати лет. В 1819 г. было закончено сооружение летнего храма в честь Преображения Господня, а в 1820 г. – зимнего храма в честь Святителя Стефана Пермского.
Первым архитектором собора предположительно мог быть Г.Х. Паульсен. Во 2-ой половине XIX в. в архитектурной планировке собора принимали участие Г.П. Летучий и А.Б. Турчевич. В 1818 г. была заложена колокольня, построенная при участии архитекторов П.Т. Васильева и П.И. Таманского.
Для благоукрашения нового кафедрального собора из Пыскорского монастыря по Каме был перевезен старинный величественный иконостас, каркас которого был выполнен местными мастерами-резчиками, а "клейма" - по заказу в московских мастерских.
Завершенный вид комплекс принял в 1850 г., когда по проекту архитектора Г.П. Летучего, Спасо-Преображенский собор был соединен крытой галереей с колокольней и расположенным здесь же архиерейским домом.
В 90-е годы XIX в. у собора появились новые приделы: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и Святителя Димитрия Ростовского. А в 1896 г. домовая церковь архиерейского дома стала действующим городским храмом в честь Святителя Митрофана Воронежского.
Студенты побывали в этом храме, увидели отреставрированные в последние годы фрески, остановились у подъезда архиерейского дома возле той самой лестницы, по которой в 1918 г. спускался в ночь ареста архиепископ Пермский Андроник (Никольский) и приложились к иконе Священномученика Андроника.
Следующая часть экскурсии была посвящена судьбе архиерейского кладбища – места упокоения пермских епископов – Иоанна (Островского), Вассиана (Чудновского), Иоанна (Алексеева); выдающихся горожан: промышленников и благотворителей Любимовых, доктора Ф.Х. Граля, много лет безвозмездно лечившего бедных и воспитанников Пермской Духовной семинарии; основателя Пермского Университета – А.Г. Генкеля, участников Первой мировой войны…В 1930-е г. кладбище постигла та же судьба, что и Спасо-Преображенский кафедральный собор: в 1931 г. по распоряжению властей оно было “очищено” от памятников и надгробий и через пять лет отдано под зоопарк, действующий до сих пор...
Студенты более обстоятельно познакомились с историей открытой в 1800 г. Пермской Духовной семинарии. Старейшее высшее учебное заведение на Урале и одно из лучших в России, среди выпускников которого были: изобретатель радио А.С. Попов, писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк, писатель-сказочник П.П. Бажов, оно стало духовной школой для нескольких поколений пермских священнослужителей. Немалое число их вошло в Собор Исповедников и новомучеников Пермских.
В 1918 г. в реквизированном здании Пермской Духовной семинарии размещались военный комиссариат – “центр борьбы с контрреволюцией” и “штаб интернациональных формирований” во главе с Бела Куном и Ференцем Мюнихом. В учебных классах и в семинарском саду в период “красного террора” приняли мученическую смерть сотни верующих – священников и мирян, живших в Перми и привезенных сюда из разных концов губернии. В советский период в историческом здании семинарии размещался военно-промышленный музей. В 1973 г. здесь обосновалось Высшее командное инженерно-техническое училище (ВКИУ). А уже в 90-е гг. XX в. именно здесь был открыт один из первых в городе православных храмов - в честь Святой Великомученицы Варвары. Для некоторых преподавателей Пермской Духовной семинарии с этого храма начался путь воцерковления.
После посещения храма Святителя Митрофана Воронежского, студенческая группа побывала в Пермской государственной художественной галерее.
Знакомство с экспозицией предварил рассказ Марии Игоревны о собирателе предметов церковного искусства – Николае Николаевиче Серебреникове. Сын священника, Н.Н. Серебреников родился в 1900 г. в с. Муллы. Он не унаследовал стези отца, поскольку с детства увлекался музейным делом и посвятил свою жизнь формированию новой коллекции. В начале 20-х гг. Николай Николаевич предпринял шесть экспедиций в разные концы губернии, вывез и сохранил бесценные произведения от уничтожения в период атеистического “наступления” на Церковь. Интерьером для них служило здание кафедрального собора, где в период "пятилеток безбожия" Емельяна Ярославского были открыты залы атеистической пропаганды. Главный труд Серебреникова "Пермская деревянная скульптура" был посвящен описанию и сравнительному изучению собранных им произведений. До самой своей кончины в 1966 г. Николай Николаевич был главным специалистом по этой теме и усердным хранителем фонда галереи.
В этот раз главной целью экскурсии было знакомство с коллекциями Строгановской иконы и пермской деревянной скульптурой. Замечательные произведения иконописцев Истомы Савина и Семена Хромого (XVI – XVII вв.), среди которых самыми известными являются: "Владимирская", "Рождество Иоанна Крестителя"; объемные изображения Христа, Богоматери и святых, выполненные неизвестными резчиками, составляют уникальное "сокровище" Пермской художественной галереи.
Подобные скульптуры считаются неканоническими. Объемные изображения были запрещены в Церкви Стоглавым собором 1551 г. как "чувственные", "плотские". Однако позднее такого рода искусство допускалось в Церкви как своеобразная форма "проповеди" среди иноверцев, поскольку население окраин Российского государства было в значительной мере неграмотным. Глубокие, эмоциональные, проникновенные образы помогали без лишних слов передать трагизм и величие спасительной Жертвы Христовой. Изображения Иисуса Христа с чертами представителей народов Урала - татарина, коми-пермяка - являются не только свидетельством глубокой сопричастности мастеров к Его искупительному подвигу, но и выражением идеи о том, что Христос добровольно пострадал за всех людей на земле.
Коллекции деревянной скульптуры есть на севере нашей страны - в Архангельском крае, в Переславле Залесском. Пермская - по праву считается одной из лучших в России и включает около 200 произведений. Она неоднократно экспонировалась в Москве и за рубежом и получила мировое признание.
Особенное впечатление на ребят произвел монументальный резной позолоченный иконостас Пыскорского монастыря, позволяющий представить красоту и сосредоточенное настроение церковной службы в архиерейском Спасо-Преображенском соборе.
В конце экскурсии семинаристы побывали у памятного Креста, установленного несколько лет назад рядом с соборной площадью в память о жителях Перми и других городов и уездов епархии, пострадавших в период революции и Гражданской войны. Здесь по традиции совершаются панихиды по убиенным и возносятся молитвы к уже прославленным Пермским и общероссийским святым.
…Старая Пермь открывает “страницы” своей истории и помогает почувствовать, что подлинная культура – культура христоцентричная – может пережить века и соединяет нас с теми, кто был к ней причастен, “узами” настоящего духовного братства.