Студенты, духовники и преподаватели Пермской Духовной семинарии стали участниками памятных торжеств.
20 июня в Перми по благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского, состоялся памятный крестный ход, посвященный 100-летию со дня убиения Священномученика Андроника.
Крестный ход, который в этом году возглавил протоиерей Петр Шошин, проследовал от храма в честь Святителя Митрофана Воронежского до поклонного креста на предполагаемом месте убийства пермского архиепископа, где был отслужен молебен, и завершился у храма, освященного в честь Священномученика Андроника.
Духовники, преподаватели и студенты Пермской Духовной семинарии были участниками крестного хода.
Святой Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский и Кунгурский, открывает сонм новомучеников и исповедников Пермской епархии.
Родился будущий святитель 1 августа 1870 г. в г. Мышкине Ярославской губернии, на берегу Волги, в благочестивой семье диакона Александра Егоровича Никольского и его супруги Екатерины Николаевны. В святом крещении он был назван Владимиром. С отроческих лет сын Никольских проявлял склонность к духовным предметам. Получив начальную подготовку в Углическом духовном училище, он продолжил обучение в Ярославской Духовной семинарии и в 1891 г., окончив ее по первому разряду, был назначен для продолжения образования в Московскую Духовную Академию. Ранняя кончина матери во многом определила выбор им монашеского пути. Уже в первые два года учебы в Академии он обнаружил свое устремление и ожидал благословения принять постриг. Окончив курс в 1895 г., он в том же году был пострижен и рукоположен во иеромонаха.
Первый опыт служения будущий епископ приобрел в Кутаиси в качестве помощника инспектора Духовной семинарии. Тогда же, в 1896 г., он получил первую свою награду – набедренник и был переведен в Александровскую Духовную семинарию в Ардоне. Он много занимался миссионерством и позднее был назначен инспектором семинарии. Через год «за усердную и полезную службу» о. Андроник был возведен Святейшим Синодом в звание соборного иеромонаха ставропигиального Московского Донского монастыря и уже через полгода, в сентябре 1897 г., назначен членом миссии в Японию, куда и направился вместе с архимандритом Сергием (Страгородским). В 1906 г. о. Андроник был хиратонисан во епископа Киотского и стал помощником начальника миссии епископа Николая (Касаткина), в лице которого нашел духовного отца и друга. Однако вскоре по болезни о. Андроник был вынужден возвратиться назад, в Россию.
Подвижнический и миссионерский путь Владыки Андроника продолжился в Тихвине (1908 г.) и в Омске (1913 г.).
В трудное для России время, в 1914 г., он получил назначение на Пермскую кафедру и в 1918 г. был возведен в сан архиепископа. Владыка Андроник пользовался большим уважением среди верующих. Нестяжательность составляла неотъемлемую черту его характера и была хорошо известна всему клиру. Он вменял ни во что всякое материальное благополучие: не носил шелковых ряс и, хотя был награжден многими церковными орденами, никогда не надевал их, архиерейской каретой Владыка не пользовался — на ней соборное духовенство ездило по требам. Его ценили и как деятельного, энергичного архиерея.
О стиле управления архиепископа Андроника делами епархии дает представление одно из его сохранившихся обращений: «Всякий пастырь умеет вести житейский разговор<…>, пусть же позаботится такой же душевный разговор или беседу иметь и с духовными своими чадами <…>. Проповедь преимущественно собеседовательного характера — вот, что прежде всего, необходимо по нуждам времени». «Не потерплю одного показывания товара лицом, бумажной деятельности, хвастливого расписывания несуществующих начинаний и дел <…> Но не потерплю и тех, кто вместо правды принесет мне наглую ложь на собрата <…>. противно для меня все, что делается только в угоду мне, а не по долгу пастырства».
Неутомимый миссионер, истовый молитвенник, вдохновенный проповедник, Владыка Андроник отличался патриотическим настроем. Его чрезвычайно смелые выступления, разоблачающие сущность революции, звучали в те годы с амвона и в печати. Время, в которое ему довелось служить, было наитруднейшим для Церкви. Февральская революция потребовала приспособления к новым, неблагоприятным, условиям. Владыка был убежденным приверженцем законной власти — венчанного на царство православного Государя, однако после отречения Николая Александровича, он призывал верующих оказывать послушание новой власти по заповеди, и даже самый пристрастный критик не нашел бы в его речах призыва к неповиновению, хоть и прорывается в них личное отношение к происходящему: «Около Царя русские люди объединялись, как дети возле отца. <…>. Не стало у нас Царя <…> как триста лет тому назад, в лихолетье, разворовали Отечество подлые людишки и ввергли его в погибель, так и ныне до этого довели бесчестные царские слуги <…>. Что же нам делать среди таких испытаний? Прежде всего мы будем проявлять полное подчинение Временному правительству, как власти, которая не без воли Божией взяла бразды правления <…>. Пусть не разжигаются страсти и не проявляются обострения между русскими людьми, ибо сия вражда может в корне подорвать нашу жизнь…».
Владыка Андроник был одним из самых верных помощников Патриарха Тихона на Поместном Церковном Соборе 1917 – 18 гг. Его глубокое понимание основ Православия, цельность исповедания, решимость и убежденность снискали ему определение «огонь пылающий».
Вскоре после большевистского переворота и выхода декрета СНК «Об отделении Церкви от государства и школы от церкви» 20 января (2 февраля) 1918 г., он призвал свою паству к объединению на защиту Матери-Церкви. Отовсюду поступали известия о выпадах в отношении духовенства, попытках ограбления, покушениях на священников. В этих обстоятельствах на Соборе прозвучало воззвание к народу, обличающее лицемерие декрета о свободе совести: «Полное насилие над совестью верующих <…>. Объединяйтесь же, православные около своих храмов и пастырей, <…> составляйте союзы для защиты заветных святынь. Эти святыни — ваше достояние. Мужайся же, Русь Святая. Иди на свою Голгофу».
В это время в Перми пролилась первая кровь защитников святынь. 9 февраля большевики предприняли попытки ограбления и захвата помещений Белогорского подворья и женского монастыря. С собора в Пермь архиепископ направил грозное послание: «Врагов Церкви отлучаю от Святого Причастия и от надежды на вечное спасение.»
После возвращения архиепископа Андроника в Пермь, в архиерейских покоях был учинен обыск, изъяты документы из канцелярии, а его самого принудили дать подписку о невыезде. Кампания клеветы, которую развернули в Перми местные газеты, была предвестием его ареста. Газеты пестрели заголовками: «Почему шумят попы?», «Мы принимаем вызов!», «Защитники мрака»…Близкие уговаривали Владыку скрыться. Однако он отвечал, что до тех пор, пока он стоит на страже веры и Церкви Христовой, он готов ко всему, готов и принять смерть за Христа, но паству свою не оставит.
Сотни горожан приходили в храмы слушать слово архипастыря. В своем письме он уведомлял Патриарха Тихона: «Я пока на свободе, но, вероятно, скоро буду арестован». Когда июньской ночью 1918-го г. чекисты выталкивали его из подъезда дома, кротко и спокойно прозвучали его слова: «Прощайте, православные!»
В первом часу ночи 7 июня архиепископа Андроника повезли на расстрел. Палачи заставили архиерея рыть себе могилу, и, закопав его живым, расстреляли через слой земли.
Священномученик Андроник Пермский и Кунгурский был причислен к лику местночтимых святых Пермской Епархии в 1999 г. и прославлен для общецерковного почитания в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. Память совершается 7 (20) июня.
Сто лет спустя мы призываем молитвы святого Священномученика Андроника и веруем в его молитвенную помощь всем, кто с благоговением почитает его память.
Святой Священномучениче Андрониче, моли Бога о нас!
(В материале использованы фотографии Ю. Кищука, Н. Оберемченко и А. Переверзевой.)
Сочинения:
Библиография: