
26 ноября, в ходе работы конференции «Духовное пространство России. История и современность», прошла работа секции "Регентское искусство: история и современная практика".
Ведущей секции выступила заведующая регентским отделением семинарии, кандидат искусствоведения Ольга Викторовна Ануфриева.
Заседание секции было открыто выступлением гостя – Мельник Аллы Владимировны, преподавателя кафедры церковно-музыкальных дисциплин Регентской школы Ставропольской духовной семинарии, с темой: «Основные принципы регентского искусства по трудам П.Г. Чеснокова». Особенно интересными оказались размышления Чеснокова о творческом единении регента и хористов для того, чтобы с хоров звучала не только музыка, но и молитва.
Основной корпус выступлений был посвящен творчеству А.Д. Кастальского. Ракурсы разговора о личности и творчестве композитора были различны и все – интересны:
«А.Д. Кастальский о церковном пении, о своем творчестве и о себе» (Тельминова Елена, студентка 2 курса Регентского отделения);
«А.Д. Кастальский: "Церковное пение настоятельно требует коренного обновления» (Митюкова Юлия, студентка 2 курса);
«"Новый звуковой горизонт" музыки А.Д. Кастальского. Взгляд регента, прот. Михаила Фортунато» (Васёва Лариса, студентка 2 курса);
«Задачи и принципы аранжировок собственных сочинений А.Д. Кастальского» (Ануфриева О.В., заведующая Регентским отделением Пермской духовной семинарии, кандидат искусствоведения, доцент);
«Творческая идея А.Д. Кастальского в работе с гласовым обиходом» (Морозова О.В., преподаватель Регентского отделения Пермской духовной семинарии, старший преподаватель дирижерско-хорового отделения, председатель предметно-цикловой комиссии Пермского музыкального колледжа).
Александр Дмитриевич Кастальский предстал как композитор, публицист, регент. Во второй половине XIX столетия многие говорили о необходимости освобождения русской музыки от европейского влияния, но только с Кастальским начало воплощаться это давнее стремление русских музыкантов вернуть русское церковное пение в русло отечественной традиции. И что самое важное – с ним опытно открылся творческий путь для многоголосной обработки древних распевов и свободного сочинительства на основе русской интонации.
Последние два выступления секции были непосредственно связаны с методами хоровых аранжировок Кастальского, в них он приоткрывает свою творческую лабораторию, даёт ценные методические советы по работе с многоголосной хоровой фактурой. В исполнении певческого ансамбля учащихся старших курсов прозвучали различные гармонизации гласового обихода, которые были выполнены учащимися по методике Кастальского в его «Практическом руководстве по выразительному пению стихир».
Обращение к опыту Кастальского не теряет ценности и в наши дни. В духовно-музыкальном творчестве композитора заложена сверхзадача – создать для русского богослужебного пения новый стилистический образец, который смог бы вернуть русское песнопение к его исконным корням.







