25 ноября 2023 г. состоялась работа секции «Регентское искусство: традиции и современная практика».
Встречу вела Ануфриева Ольга Викторовна, кандидат искусствоведения, заведующая регентским отделением, преподаватели и студентки выступили с сообщениями.
После завершения выступлений, участники разошлись не сразу, желая осмыслить произошедшее и поделиться друг с другом впечатлениями.
О.В. Ануфриева: "Сегодня на нашей секции произошло погружение в культуру, которая не так близко отстоит от нас и во временном и в пространственном отношениях. Интересно, что состав выступлений появился достаточно быстро, и удивительно, что получилось очень органичное соединение тем сщм. Андроника, его заботы о благоустройстве церковного пения в Перми, и темы мызыкальной культуры русского зарубежья, того, что откликалось в душах русских людей сто лет назад. Как эта культура была перенесена за рубеж и распространилась по всему миру, была не просто сохранена, а и возвращена нам. А в завершение мы поговорили о том, как уже в наши дни современный композитор Михаил Малевич воплощает в своем творчестве традиции русской высокой церковно-певческой культуры, старается возродить эту тему как некую продолжающуюся во времени музыкально-певческую мысль, которая живет в Русской Церкви до сих пор. Слушая его музыку, мы понимаем и чувствуем, что она имеет корни в нашем прошлом, а та музыка, что звучала много лет назад - необыкновенно современна".
О.В.Морозова: "Церковь в каком-то смысле не имеет ни прошлого, ни будущего, она постоянна, существует уже как бы в вечности, как Господь наш всегда был, есть и будет, и все Его самые сокровенные законы для нас - также вечны, вне времени. Поэтому работа современных композиторов (таких, как А. Гринченко, М. Малевич) - это глубочайшая исповедь, соотнесение своего сердца, своего духовного поиска и осмысления жизни в творчестве с теми духовными высотами, которые были завещаны им их предшественниками: от священномученика Андроника, от его попечения о церковном искусстве, через удивительный путь русской эмиграции (С.Рахманинов, Б.Ледковский, К.Шведов, прот.П.Шиляев, С.Жаров), не растратившей ничего, а наоборот, преподавшей нам высочайший пример человеческого, творческого подвига и опыт хранения традиций. Удивительное воплощение этого наследия мы видим в творчестве Михаила Малевича (оратория "Страдалец до Голгофы". К 100-летию со дня мученической кончины сщмч. Вениамина Петроградского) - музыкальный язык которого есть воплощение истинной русской интонации".
О.В. Ануфриева: "В произведении Михаила Малевича воссоздана и осмыслена историческая картина событий столетней давности. Прославление святого не уводит его за грань нашей земной истории, по ту сторону иконного изображения. Новомученики и исповедники Российские - наши современники, мы говорим на одном языке, мы встречаемся с теми же жизненными ситуациями, и в их словах есть прямые ответы на сегодняшние вопросы. В этом мы убедились, внимая рассказам о жизни и мировоззрении священномученика Андроника, и, - еще острее и непосредственней, - слушая ораторию Михаила Малевича, посвященную свщм. Вениамину."