28 ноября 2022 г. на сцене частной филармонии «Триумф» состоялся авторский концерт протоиерея Игоря Ануфриева, композитора, духовника и преподавателя Пермской духовной семинарии, настоятеля храма вмч. Георгия Победоносца, руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Пермской епархии. Музыкальный праздник был частью программы межрегиональной научно-богословской конференции «Духовное пространство России: история и современность», но вышел далеко за ее рамки.
Концерт состоял из двух отделений, первое из которых было посвящено камерной музыке автора. Прозвучали три вокальных цикла – «Воспомним о небе» на стихи Д. Самойлова (в исполнении солистки театра оперы и балета Натальи Кирилловой, концертмейстер – Жанна Исхакова), «Богородичный триптих» на стихи Т.Шороховой и М.Шкапской (в исполнении солистки театра оперы и балета Натальи Буклаги, концертмейстер – Ольга Бочкарева) и «Диптих» для баритона на стихи Анны Ахматовой (в исполнении солиста филармонии Максима Ануфриева, концертмейстер – Ксения Комарова).
Каждый цикл словно воплощался от лица одного конкретного героя и отражал его взгляд на разные проявления жизни. Несмотря на сложный музыкальный язык, в каждом произведении складывался понятный, порой даже зримый образ, в котором естественно воспринимались его грани – тепло и свет, боль и страдание, примирение и молитва. Жизнь человеческой души отзывалась в голосах исполнителей и находила путь к слушателям.
Завершило первое отделение выступление арт-группы «Хорус-квартет», в котором прозвучали два гимна – «Гимн св. Князю Александру Невскому» на стихи монаха Варнавы (Санина) и «Символ веры» на стихи архим. Иоанна (Экономцева). Гимн – это произведение с жесткими жанровыми ограничениями, перед автором стоит задача написать просто и нетривиально, а главное – "духоподъёмно". И задача эта была выполнена.
Во втором отделении была представлена премьера – пятичастная кантата для солистов, чтецов и симфонического оркестра «Отречение и благословение» на тексты Евангелия и Псалтири, а также на стихи современных поэтов – О.Орс, Л.Люсовой и Т.Георгиевой. Стихи стали основой музыкально-певческого материала, а текст Евангелия читал автор. К исполнению был собран оркестр из музыкантов театра оперы и балета, дирижер Валерий Игнатьевич Платонов, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Народный артист Республики Башкортостан, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска». Ведущим концерта стал кандидат философских наук А.В. Жохов.
Авторский концерт – это своеобразный отчет, открывающий панораму творчества композитора, но произошедшее в этот день в зале превзошло рамки жанра. Прозвучала музыкальная проповедь, которая оказала на всех находящихся в зале необычайное воздействие.
В самом начале второй части концерта на стене над сценой высветился огромный образ Рублевского Спаса. Перед слушателями разворачивались картины Страстной Седмицы с такой выразительностью и напряжением, словно оживали образы Священной истории.
Три большие евангельские сцены – «Тайная Вечеря» (1 часть), «Отречение Петра» (2 часть) и «Распятие» (4 часть) – составили основу кантаты.
Каждая из них звучит как вполне законченное произведение, но вместе они складываются в грандиозную картину «Страстей Христовых». Их основные темы-возгласы «Один из вас предаст Меня» (Ин.13:21) и «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» (Ин.21:15), казалось, обращались к каждому и проникали в глубину сердца. Образ краткой третьей части-интермедии на текст 90 псалма определенно рисовал картину огненного искушения молящегося подвижника, а финал – просветление и указание пути, который открывается за Воскресением Спасителя.
Репетиции проходили непросто, все музыканты участвуют параллельно в нескольких проектах, у всех разное расписание, все живут в разных музыкальных «мирах», сознание музыкантов наполнено разным музыкальным содержанием. И то, что на концерте всё прозвучало так, как было задумано, что сложился драматургический замысел, что все исполнители превратились в единодушный музыкальный инструмент в руках дирижера, что музыканты глубоко проникли в образ и смогли донести его потрясённым (без преувеличения!) слушателям, – это можно назвать только чудом, совершившимся на наших глазах.
Возникло удивительное единение всех без исключения, подобное соборной молитве. Это отметил и присутствовавший на концерте Владыка митрополит Мефодий. По словам дирижера, в паузах было слышно атмосферу наряженного внимания зала. Без помощи Божией тут не обошлось. Разные люди высказывали это необыкновенное переживание по-разному, говорили о Присутствии, прикосновении благодати, многие не находили слов, может быть оттого, что душе хотелось молчать, чтобы не расплескать чувство, для которого нет подходящих слов…
Это было большое событие, о котором многие будут помнить, повторится ли оно? Будем надеяться на это.
О.В. Ануфриева, кандидат искусствоведения