5 апреля 2022 г., в преддверии Международного дня освобождения узников фашистских концлагерей, который отмечается 11 апреля, в Пермской духовной семинарии состоялась встреча с Людмилой Ивановной Щербеневой, председателем Пермского краевого Отделения Международного союза бывших малолетних узников фашизма.
Этот незабываемый урок мужества стал возможен по инициативе студента пастырского отделения Александра Хохрякова, который, после личного знакомства с Людмилой Ивановной, ее необыкновенной судьбой, справедливо решил, что ближе узнать ее должны и все мы. Уходят из жизни последние участники и свидетели страшной войны, а ведь рассказы очевидцев дают нам значительно и несравнимо больше, чем учебник истории. Они сами – живая история.
Личная судьба Людмилы Ивановны – одна из многих тысяч похожих и одновременно до боли разных судеб детей, которые тяжко пострадали во время войны.
В самом начале войны, маленькой девочкой, она попала в концлагерь Озаричи, комплекс немецких концентрационных лагерей в Белоруссии. Вот только небольшой отрывок из рассказа Людмилы Ивановны, факты, рассказанные ею просто, без жалости к себе, но с глубокой затаенной болью и призывом к нам: «Помните!»…
«До войны мы жили в городе Бресте. (…) Мне было 11 лет, когда началась война. Думали вначале, что это гроза, но небо было чистое, без единого облачка. Как только поняли, что это война, нас, детей, эвакуировали с заставы. Но на железнодорожном вокзале уже хозяйничали немцы. Они нас и схватили и гнали пешком, как скот, несколько месяцев. (…) Лагерь находился на болоте, окруженный колючей проволокой с висящими банками из-под консервов, на вышках около ворот стояла охрана. Одни сосны, никаких построек. Спали на мерзлой земле, на ветках сосен. Вши. Чесотка. Издевательства и побои. Костры фашисты жечь не давали. (…) В лагере свирепствовал тиф. Однажды немцы переоделись в одежду русских и подняли панику, что русские пришли. Тех узников, кто кинулся их встречать, расстреливали из пулеметов.
Как бы трудно не было, но у нас была вера в освобождение.
Свобода пришла 19 марта 1944 года, подняться с земли не было сил. Горы почерневших трупов, припорошенных снегом, лежали около колючей проволоки. Среди погибших меня и нашли, чуть живую, тяжелораненую и контуженную во время освобождения. При изгнании немцев из Озаричей было освобождено 15960 детей в возрасте до 13 лет, 13072 женщин и 4448 стариков. Такая информация была оглашена на Нюрнбергском процессе.
Отец погиб во время войны, мама была партизанкой, за что на груди у меня фашисты выжгли звезду, как дочери партизанки». (из книги ”Патриотический проект «Людочка»“, Пермь, 2018 г.)
Ужасают и потрясают душу невообразимые зверства, претерпеть которые пришлось этим людям. Кажется невероятным, что можно было выжить в этом рукотворном аду, приняв на свои хрупкие тела и нежные детские души неимоверную тяжесть страдания, невинного страдания…
Но не меньшее (а может и большее!) впечатление, неизгладимый след в душе оставила сама Людмила Ивановна: ее невероятная жизнерадостность, удивительная энергия, ясность ума, по-детски звенящий колокольчиками смех, легкость походки – и все это в 92 года!
Смотрели мы, слушали, впитывали, тихо дивились про себя милости Божией, и невольно приходило на ум: как смогла она сохранить свою душу, не сломаться под грузом изуродованного детства, пронести через всю жизнь любовь к жизни и веру в людей?
И, конечно, особенно значительной была эта встреча на фоне происходящих сегодня событий, когда оказалось, что мы живем мире, в котором возможно возвращение фашизма.
Ответ для души – в этих строках из стихотворения Людмилы Ивановны:
И всё же мы встали в жестокой мгле
И выжили, свет узнав…
Проходим мы памятью по земле
О тех, кто остался на той войне,
Смертию смерть поправ.
Аминь.