26 февраля группа студентов Пермской Духовной семинарии в сопровождении проректоров посетила музей политических репрессий в поселке Кучино.
В этом учебном году в продолжение Недели Новомучеников и Исповедников Российских мы решили воссоздать исторический контекст XX столетия, богатый многочисленными примерами свидетельства верности Христу и Его Церкви. Начиная с периода революции и Гражданской войны, в 20-е – 30-е годы и в послевоенное время Русская Православная Церковь подвергалась жесточайшим гонениям со стороны атеистического государства, получившим конъюнктурное политическое «обрамление». Ее лучшие представители: архипастыри, священники, монахи и миряне разделили трагическую судьбу миллионов наших соотечественников, подвергшихся необоснованным репрессиям и попавшим в систему сталинского ГУЛАГА. Призванием и долгом членов Церкви было противостояние несправедливости и жестокости, но не насилием, а любовью и верой во Христа. Вера помогала сохранять в суровых условиях «дух мирен», надежду и человеческое достоинство, ободрять и укреплять соузников.
В рамках сотрудничества с музеем политических репрессий «Пермь-36» для группы преподавателей и студентов Пермской Духовной семинарии была организована экскурсия по мемориальному комплексу в поселке Кучино с посещением выставки, посвященной периоду сталинского «большого террора» и подготовленной с использованием ценных материалов Государственного архива социально-политической истории.
Идея создания музея ГУЛАГа возникла в 1992 году. В 1996 году музей истории политических репрессий «Пермь-36» принял первых посетителей. В 2004 году Фонд Мировых Памятников включил «Пермь-36» в список 100 особо охраняемых памятников мировой культуры. В настоящее время идет процедура по включению музея в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Музей расположен непосредственно на территории бывшего лагеря для политзаключенных. Изменение «специализации» лагеря отражало несколько этапов формирования советской пенитенциарной системы. История лагеря, расположенного в Чусовском районе, началась в 1946 году. Просуществовал он рекордно долго – до 1988 года. Сначала заключенные занимались рубкой леса. В 1954 году лагерь ИТК-6 (так он тогда назывался) сменил профиль. Вплоть до 1972 года в него направляли осужденных за преступления сотрудников советских правоохранительных органов. В 1970-х лагерь приспособили для заключения инакомыслящих. В документах лагерю присвоили аббревиатуру ВС-389/36. Название «Пермь-36» он получил по ее последним цифрам.
«Пермь-36» – это единственный сохранившийся до наших дней лагерь ГУЛАГа. Здесь можно ясно представить, как жили в те суровые времена политические заключенные – так называемые «узники совести». К моменту закрытия лагерь «Пермь-36» имел два отделения: участок особого режима и участок строгого режима.
Участок особого режима организовали в бывшем здании лесоперерабатывающего цеха. Камеры здесь всегда были закрыты. Руководством лагеря «Пермь-36» делалось все для того, чтобы полностью изолировать этих заключенных от других.
В последние десятилетия заброшенные тюремные бараки были отреставрированы. Сейчас в них размещаются экспонаты музея ГУЛАГа. Кое-какие утраченные элементы лагеря (заборы, вышки, сигнально-предупредительные сооружения, инженерные коммуникации) были воссозданы заново.
На территории участка строгого режима сохранились барак 1946 года постройки, штрафной изолятор, медсанчасть, баня с прачечной, штаб, водонапорная башня.
Сотрудники музея воссоздали клуб и "красный уголок". В «Перми-36» можно увидеть аллею, которая была посажена заключенными в 1948 году.
В производственной части участка строгого режима восстановлены мастерские, цех, пилорама, кочегарка, здание дизельной электростанции.
Особое впечатление на посетителей музея ГУЛАГа производит «прогулочный дворик», в который иногда выводили на «прогулку» политзаключенных. Это помещение 2 х 2 метра с колючей проволокой сверху.
Экспозиция музея и выставка позволяют познакомиться с основными этапами репрессивной политики, ставшей продолжением стратегий Гражданской войны. Здесь представлены документы и экспонаты огромной ценности. Решения высших партийных органов и внутренние распоряжения НКВД, послужившие основанием для плановых репрессий, переписка руководителей партии о так называемых «расстрельных лимитах» (и о их превышении) по республикам и областям СССР, протоколы допросов людей, арестованных по ложным обвинениям, приговоры «троек» НКВД, справки о реабилитации (1950-х и к. 1980-х годов), личные письма, фотографии, вещи заключенных, рисунки, выполненные по воспоминаниям о реальных событиях, производят глубокое впечатление. За этим просматриваются надломленные судьбы жертв политических репрессий и их родственников в первом и втором поколении.
Среди пострадавших в годы террора были люди самых разных социальных и возрастных групп, общественных и политических взглядов, вероисповедания, в том числе – талантливые писатели, поэты, деятели культуры и искусства, спортсмены, военные, представители технической и научной интеллигенции.
Экспозиция и выставка музея «Пермь-36» отражают судьбы родственников Царской Семьи – Князей крови Императорской, архимандрита Тавриона (Батозского), теолога и философа Павла Флоренского, поэтессы и «голоса» блокадного Ленинграда Ольги Бергольц, поэта Осипа Мандельштама и многих-многих других.
После посещения мемориального комплекса хочется надеяться на то, что трагедия национального разделения, бессмысленной жестокости и неправедного суда не будет предана забвению и это послужит побуждением к тому, что отношения между людьми в России будут проникнуты братством, человечностью, милосердием и состраданием. Вера в Бога и уважение к человеку, четкие правовые принципы и защита от произвола, справедливость и правда должны определять развитие нашего государства.
Мы благодарим директора музея «Пермь – 36» Наталию Юрьевну Семакову, заместителя директора – Сергея Анатольевича Пономарева, сотрудников комплекса и организаторов выставки, посвященной «большому террору», замечательного экскурсовода – Андрея Александровича Котлячкова за прием и профессиональное сопровождение просмотра.
(В материале использованы фотографии студента 2 курса пастырского отделения - Глеба Григорьева.)