Под таким названием 24 ноября в Пермской Духовной семинарии проходила традиционная ежегодная научно-богословская конференция, посвященная проблемам развития духовного образования и дню основания старейшего на Урале учебного заведения.
Утром 24 ноября в семинарском храме Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова была отслужена Божественная Литургия, собравшая преподавателей, студентов и гостей конференции. Проповедь по случаю знаменательной даты говорил студент 3-го курса Анатолий Артемьев. Ее темой было напоминание о важности решения христианином главного вопроса – о цели раскрытия данных ему Богом талантов: «Во Имя Твое, или “во имя свое”»? По окончании Литургии был совершен молебен небесному покровителю храма.
На конференции было представлено одиннадцать докладов, посвященных различным аспектам Поместного Собора 1917-1918 гг., определяющим историческим событиям того времени, обширному духовному наследию Собора, а также – теме, связанной с исповедническим подвигом Православной Церкви в условиях гонений и его отражению в церковном искусстве.
Открывал работу конференции духовник и преподаватель Пермской Духовной семинарии, руководитель епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, настоятель храма в честь Св. Великомученика и Победоносца Георгия – протоиерей Игорь Ануфриев. Его доклад «Школа и Церковь: 100-летие декрета об отделении» был посвящен осмыслению курса Временного и большевистского правительства в сфере образования как начальной стадии антицерковной политики. Отец Игорь рассказал о возобновлении “диалога” Церкви и государства в наши дни, о дискуссиях по вопросу преподавания курса «Основ религиозной культуры и светской этики», об особенностях этого предмета и перспективах расширения учебной программы.
В докладе протоиерея Олега Игнатьева «Протопресвитер Георгий Шавельский о состоянии церковного сознания перед революционными потрясениями» был представлен анализ наиболее острых проблем, касающихся духовной школы и семинарского образования на том историческом этапе. Материалом для размышлений послужила книга Шавельского «Русская Церковь перед революцией». Одной из главных тем, волновавших ее автора, была опасная подмена аскетического пути спасения в монашестве преимуществами карьерного продвижения. Неверная ориентация семинарий на подготовку выпускников к принятию пострига сразу после завершения курса обучения, по мнению о. Георгия Шавельского, для одних обернулась потерей подлинности, а других заставила уклоняться от служения Церкви. Участие семинаристов в политических беспорядках явилось следствием формализации духовного воспитания и отношения к важнейшим для христиан таинствам – исповеди и причастия. На этом фоне «светлой точкой» выглядели женские духовные училища, которые вполне отвечали своему назначению и готовили «воспитанных, развитых учителей народных школ и невест для кандидатов на принятие священства». Отец Олег обратил внимание на современность наблюдений протопресвитера Георгия Шавельского и опасность повторения ошибок русской духовной школы предреволюционных лет.
Проректор по учебной работе – кандидат социологических наук, доцент Николай Александрович Гоголин выступил с докладом «Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917 – 1918 гг. о перспективах духовного образования». В нем были рассмотрены противоположные взгляды на характер обучения в семинариях: в общеобразовательном ключе и в русле специализированной подготовки будущих священнослужителей. Приверженцем последнего – был Архиепископ Андроник (Никольский) – убежденный сторонник отмены принципа “сословности” духовных учебных заведений. Владыка Андроник считал, что двери семинарий должны быть открыты не только для детей духовенства, но и для представителей иных сословий, искренне желающих посвятить свою жизнь служению Богу.
Старший преподаватель Пермской Духовной семинарии — кандидат богословия Виктор Владимирович Букалов представил развернутое сообщение: «Поместный Собор Православной Российской Церкви и его духовное наследие». В нем получили освящение наиболее значительные деяния Поместного Собора 1917 – 1918 гг. и их воплощение в масштабных преобразованиях внутренней жизни Церкви в последние годы.
Преподаватель богословских дисциплин – священник Валентин Волков сделал доклад о дискуссии по поводу языка богослужебных книг в отзывах епархиальных архиереев 1905 г. по вопросу о церковной реформе. Перед созывом Поместного Собора «непонятность» службы на церковнославянском языке для части паствы уже была озвучена в качестве проблемы и побудила священноначалие искать способ преодоления этого затруднения. Одни делали выбор в пользу подготовки изданий с параллельным переводом и совершенствования службы на церковнославянском путем устранения «архаизмов» и неточностей, другие – были убежденными сторонниками перевода богослужения на русский язык. Исторически верной, как показал о. Валентин, была сама постановка проблемы преодоления неясности богослужебного языка для верующих и необходимой подготовки людей к восприятию смысла церковной службы.
Студент 4 курса пастырского отделения Анатолий Олисов подготовил сообщение об обсуждении вопроса о монашестве и монастырях на Поместном Соборе 1917 – 1918 гг. Основой дискуссии были два взгляда на характер монашества и полемика между сторонниками “деятельного” (социально-ориентированного) и “созерцательного” пути спасения в монастыре.
Проректор Пермской Духовной семинарии по научной работе – доктор философских наук, кандидат исторических наук Мария Игоревна Дегтярева в своем докладе «Церковная революционность в России: “правый” и “левый” фланги движения за обновление Церкви» рассказала о позиции диссидентских групп в Церкви, чья активность проявилась уже в период Февральской революции и на Поместном Соборе 1917 – 1918 гг. и стала предзнаменованием последующего церковного раскола. В докладе была рассмотрена эволюция их программных установок и образа действия в период 20-х – 30-х гг. и предложена типологическая идентификация “раскольных” течений. Определяющим фактором в судьбе “левого” и “правого” флангов движения за “обновление Церкви” оказалось наличие “политического заказа”, провоцировавшего с той и с другой стороны нарушение принципа соборного единства и канонических правил.
Политические события 1917 г. открыли для Православной Церкви период христианского свидетельства и тяжелых испытаний. Следующий тематический блок конференции был посвящен исповедническому подвигу служителей Церкви и его отражению в церковном искусстве.
Студентка 4 курса регентского отделения Татьяна Кавиева представила доклад о Священномученике Вячеславе Луканине – диаконе и регенте, чей духовный путь начался в Перми и был связан с храмом Рождества Пресвятой Богородицы, а закончился 6 августа 1918 г. в Невьянске, когда о. Вячеслав был расстрелян в спину во время кощунственного разорения большевиками Свято-Преображенского собора.
Преподаватель иконописного отделения иеродиакон Алипий (Кожухов) поделился опытом создания Соборных икон Всех Святых в земле Пермской просиявших на основе общецерковных традиций.
Студентка 4 курса иконописного отделения Мария Шестакова рассказала о художественных задачах, связанных с разработкой иконографических изображений святых нового времени.
Завершением работы конференции стало представление документального фильма об одном из старейших священников Пермской митрополии – протоиерее Петре (Шошине), снятого студентами 2-го курса пастырского отделения – Константином Безукладниковым и Глебом Григорьевым. Авторы рассказали об исследовательской работе в жанре “устной истории” и показали фрагмент фильма, полный показ которого состоится в следующем семестре.
После награждения студентов – участников конференции памятными грамотами состоялся импровизированный концерт.
Профессорско-преподавательский состав Пермской Духовной семинарии выражает благодарность всем, кто принял участие в подготовке и проведении конференции. Лучшие доклады будут опубликованы в семинарском научно-богословском вестнике «ЛОГОС».
(В материале использованы фотографи Дмитрия Налдаева и Ольги Троицкой).