Запрос обрабатывается

Человека ленивого отринет Господь во второе пришествие Свое, так как он не радел о спасении своём и не принёс плодов терпения.
Св. Ефрем Сирин
НА ГЛАВНУЮ!О Семинарии  //  История семинарии

История семинарии

История Пермской Духовной семинарии

Пермская Духовная семинария имеет свою богатую историю, которая берет свое начало в самих истоках Пермской епархии.


16 (29) октября 1799 года Российский император Павел I подписал Указ об учреждении Пермской и Екатеринбургской епархии. Первым Управляющим образованной епархии стал Преосвященный Иоанн (Островский), епископ Пермский и Екатеринбургский, который по прибытию на Пермскую землю 4 (17) марта провел Торжественный акт открытия Пермской и Екатеринбургской епархии. С первых дней пребывания на Пермской кафедре Владыка Иоанн (Островский) стал уделять значительное внимание вопросам образования и просвещения народа и уже спустя восемь месяцев — 11 (24) ноября 1800 года была учреждена Пермская Духовная семинария. Именно он как выпускник и преподаватель Киево-Могилянской Духовной академии, имевший опыт ректорства в Коломенской и Новгородской семинариях принял самое деятельное участие в организации учебного процесса Пермской Духовной семинарии.

Пермским благотворителем Александром Медведевым, служившим канцеляристом при Синоде, для семинарии было пожертвовано здание. Из казны на содержание семинарии, на ремонт здания, на создание библиотеки, на приобретение книг, на жалование учителям и прочие расходы было выделено 2500 рублей.

К обучению в семинарии обязывались все годные к обучению юноши из семей священнослужителей, которые жили в родительских домах. Также в Пермскую Духовную семинарию были переведены пермяки, которые обучались в Тобольской и Вятской семинариях. Всего учащихся семинарии было 152 человека.

До ее открытия дети Пермского духовенства получали духовное образование в училище при Далматовом монастыре (ныне Курганской епархии), а также в Тобольской и Вятской Духовных семинариях.

Воспитанники Пермской Духовной семинарии изучали ряд установленных Святейшим Правительствующим Синодом дисциплин: философию, риторику, поэзию, гражданскую историю, краткую Священную историю, краткий катехизис, географию, арифметику, русский, греческий и латинский языки.

Первым ректором семинарии был архимандрит Парфений (Гуриновский), учитель поэзии, греческого и еврейского языков, риторики и философии; одновременно настоятель Верхотурского монастыря и присутствующий в духовной консистории. При нем произошло в семинарии устройство административной части. На посту ректора его сменил архимандрит Ириней, ранее бывший монахом Александро-Невской Лавры и преподавателем Курской Духовной семинарии.

Правление епископа Иоанна было очень коротким, 24 декабря 1801 г. Владыка скончался. Несмотря на такой короткий срок, Владыка Иоанн выполнил указ императора, который гласил, что в каждой новой епархии должна быть открыта Духовная семинария.

20 января 1802 г. на Пермскую кафедру по указу императора Александра I был переведён преосвященный Иустин (Вишневский), епископ Свияжский, викарий Казанской епархии. Новый пермский архиерей был выпускником Рязанской семинарии, по окончании которой принял монашество и назначен учителем в той же семинарии. Позднее будущий епископ был вызван в Санкт-Петербург для преподавания в Инженерном кадетском корпусе. Так же по повелению Екатерины II он был назначен учителем русского языка для греков, прибывших в Россию. Затем 16 лет до рукоположения в епископский сан ученый иеромонах служил при российских посольствах в Венеции и Вене. Как человек образованный епископ Иустин обратил особое внимание на образование и просвещение в Пермской епархии; семинария сделалась одним из его любимых детищ. Преосвященный епископ Иустин пожертвовал семинарии свою библиотеку, многие книги были на иностранных языках. Тем самым было положено начало создания фундаментальной библиотеки духовной семинарии, которая в конце XIX века насчитывала свыше 15000 томов 6887 названий. Кроме того, семинария обладала богатой нумизматической коллекцией золотых монет разного достоинства и древности (персидских, греческих, римских, еврейских, арабских).

Владыка Иустин тщательно следил за семинарским образованием, часто посещал семинарию, особенно во время экзаменов. Преосвященный более всех наук любил математику, в типографии Московского университета в 1806 г. вышла книга под следующим названием: «Собрание шести сот пятидесяти одного избраннейшего примера в пользу юношества, учащегося арифметике, под смотрением преосвященнейшего Иустина, епископа Пермского и Екатеринбургского, взятых несколько из книг, но большей части новоизобретенных посильными трудами учителя математики Алексея Вишневского», племянника владыки. Владыка заложил самые прочные традиции преподавания точных наук в семинарии, позднее из стен Пермской семинарии выпускались будущие ученые физики и математики, члены европейских академий наук.

Особое внимание в образовательном процессе уделялось обучению семинаристов проповеди, епископ Иустин считал наиболее практичными предметами риторику и пиитику. Ученики семинарии развивали в себе уникальные способности проповеднического искусства, писали стихи на латыни и греческом, проходило много практических занятий ориентированных на пастырское служение.

В семинарской программе отсутствовала самая важная для пастырей научная дисциплина — богословие. Из-за того, что многие семинаристы принимали священный сан до окончания учебного курса, правящий архиерей не видел необходимости в преподавании богословия. Хотя каждую неделю семинаристы слушали катехизические и библейские беседы из уст своих наставников. В 1810 г. ректор семинарии архимандрит Ириней без благословения начал преподавание богословия, узнав об этом, епископ Иустин воспротивился сему действию, но в 1815 г. все же преподавание богословия возобновилось.

Нравственным надзором занимался так называемый сеньор, который жил в семинарии и почти всегда прибывал рядом с семинаристами. Сеньору предписывалось очень много обязанностей, поэтому для этой должности избирали людей очень ответственных. Из-за сложности этой должности сеньоры менялись почти каждый год. Нравственный надзор не обеспечивал прилежность учеников. Благочестивое поведение имели только те юноши, которые стремились стать священнослужителями, другие же семинаристы, которые учились принудительно, своим поведением лишь создавали проблемы для своего начальства.

В 1818 г. в Пермской Духовной семинарии произошло преобразование, изменилась учебная программа, учебный курс был разделен на 3 двухгодичные отделения. Преподавание в преобразованной семинарии осуществлялось по конспектам присланным из Москвы. В результате были существенно повышены требования к учебному процессу, что побудило епископа Иустина лично заняться переустройством учебного процесса. Известно, что сам Архипастырь, будучи замечательным филологом, подготовил для студентов семинарии учебник церковно-славянского языка, который продолжительное время, вплоть до конца XIX века являлся учебным пособием для всех духовных школ России.

С преобразованием семинарии должность сеньора заменил инспектор, который должен был быть педагогом, так как из-за ухудшения нравственности требовался особый надзор за семинаристами, необходимо было искать методы исправления семинаристов.

Одной из главных проблем Пермской духовной школы было обустройство новых зданий. Первое здание семинарии дом Медведева было очень тесным для растущей семинарии и в 1807 г. усилиями епископа Иустина (Вишневского) семинария была переведена из ветхого здания в более лучшие условия.

С момента своего открытия духовная школа в Перми находилась под пристальным вниманием епархиальных архиереев, которые часто посещали ее и строго следили за характером и ходом преподавания.

При Пермском и Екатеринбургском епископе Дионисии (Цветаеве) в семинарии, в миссионерских целях было введено изучение татарского языка, открыта противораскольническая миссия для обращения к Православной Церкви «отпадших от нее раскольников».

При епископе Пермском и Екатеринбурском Мелетии (Леонтовиче) 23 мая 1829 года было начато строительство трехэтажного каменного здания Пермской Духовной семинарии. Для подготовки студентов к принятию священного сана святитель составил «Ставленнической катехизис». 8 ноября 1842 года была открыта Казанская Духовная академия, и Пермская Духовная семинария вошла в Казанский учебный округ.

В 1853 году архиепископом Неофитом (Сосниным) был устроен и освящен в одном из залов учебного корпуса семинарский Иоанно-Богословский храм. Здание семинарии подверглось капитальной перестройке, для Духовного училища был куплен дом в центре города. При владыке Неофите стали издаваться с 1 мая 1867 г. «Пермские епархиальные ведомости», первым их редактором был ректор семинарии архимандрит Александр (Хованский). Любимым детищем владыки была его библиотека, включавшая 1451 том 1152 названий, которую он завещал семинарии.

В ходе преобразования семинарии удалось немало добиться в воспитательном процессе. В 50-е годы XIX столетия семинарское правление выпускало для своих воспитанников журнал «Школа», в котором помещались статьи воспитательного характера и описывались эпизоды жизни семинаристов. В свою очередь семинаристы выпускали собственный юмористический иллюстрированный журнал «Семинаристские картинки». Главным редактором этого журнала был выпускник Пермской семинарии П. Пьянков, который также окончил Императорскую академию художеств.

В годы Крымской войны (1853 — 1856 гг.), когда против России воевало несколько государств, воспитанники Пермской семинарии проявили действительное мужество. Как настоящие патриоты многие семинаристы встали на защиту Родины со штыками в руках. Многие из юных бойцов погибли на полях сражений с честью, исполнив свой долг перед Отечеством и Богом. Подобные события происходили и в годы Первой Мировой войны.

В 1866 г. при семинарии была открыта воскресная школа. Для сбора средств на открытие воскресной школы два известных общественных деятеля Перми Д. Смышляев и С. Фирсов организовали музыкальные вечера. В 1870 г. воскресная школа была закрыта, Пермские Епархиальные Ведомости того же года объясняли закрытие воскресной школы тем, что число учащихся этой школы лишь немногим превышало количество преподавателей.

В 1867 г. произошло реформирование духовных школ. Главным моментом новой реформы было введение выборного начала, теперь выпускники духовных академий сами могли выбирать место своего служения, из-за чего в провинциальных семинариях произошло острая нехватка преподавателей. Также воспитанники семинарий после окончания общеобразовательного курса могли свободно, без благословения поступать в другие учебные заведения. В Пермской семинарии из-за выборного начала годами пустовала физико-математическая кафедра.

В 1884 г. по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева произошла очередная реформа духовных учебных заведений. Согласно новой реформе было отменено выборное начало. Программа воспитания была направлена на охрану семинаристов от влияния революционеров. Всех семинариях России была введена должность духовника. Первым духовником Пермской семинарии был священник М. Задорин. Это был очень благочестивый человек, который своим примером давал отличные уроки благочестия. Кроме благочестия первый духовник семинарии отличался книжной ученостью, когда в 1888 г. он умер, то завещал семинарии свою огромную библиотеку. Духовник семинарии обязан был опекать духовно каждого семинариста. Каких-либо инструкций духовник не получал, но перед ним ставились определенные задачи. Самой первой задачей было воспитание пастырей. Многие семинаристы поступали в семинарии не ради желания стать священнослужителями, а ради личных выгод, потому что в семинарии они получали льготы. Количество людей, которые хотели стать пастырями словесного стада, было незначительным. Своим личным примером духовник был обязан воспитывать в семинаристах благочестие. Немаловажной задачей перед духовником семинарии было сохранение доброго ума у воспитанников семинарии, воспитание у них отчуждения к неправославным ценностям.

В 1884г. семинарское правление при поддержке епархиального начальства открыло в семинарии миссионерское общество, основная деятельность которого заключалась в борьбе со старообрядческим расколом. В Пермской семинарии история старообрядчества изучалась очень подробно, потому что Пермская губерния была очагом старообрядчества. В том же году было открыто общество вспомоществования нуждающимся ученикам.

В ноябре 1900 года духовная школа в Перми торжественно отметила столетний юбилей. К этому времени полный курс духовной семинарии окончили 2648 человек. За 100 лет своего существования она стала центром христианского просвещения в Прикамье, воспитав множество пастырей и служителей Церкви, учителей, наставников и других деятелей, достойно послуживших Отечеству. Большинство выпускников становились священнослужителями и учителями Пермской епархии, другие — продолжали учебу в высших духовных и светских учебных заведениях Российского государства. Именно на плечи выпускников семинарии — сельского приходского духовенства, легла забота о просвещении русского народа, начальном образовании детей крестьян. Таким образом, православное духовенство приложило немало усилий, чтобы заложить основы всеобщей грамотности в России.

Пермская Духовная семинария была одной из лучших духовных школ в дореволюционной России. В ее стенах обучались многие известные и выдающиеся церковные и общественные деятели. Среди них: Высокопреосвященный Иннокентий (Сельнокринов-Коровин), архиепископ Волынский; духовный писатель, магистр богословия, Преосвященный Палладий (Пьянков), епископ Олонецкий; Преосвященный Иона (Капустин); епископ Екатеринбургский; протоиерей Евгений Попов — писатель, богослов; церковные историки — протоиерей Александр Луканин; священник Иаков Шестаков, автор книги «История Пермской Духовной семинарии». Здесь начинали свой научный и творческий путь русские писатели Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк и Павел Петрович Бажов; изобретатель радио Алексей Степанович Попов, доктор медицинских наук Павел Николаевич Серебренников; известный ученый, один из основоположников отечественной генетики Василий Макарович Флоринский; видный деятель народного просвещения, основатель Томского университета Петр Иванович Макушин; последний обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода, а затем — министр исповеданий Временного Правительства Антон Владимирович Карташов (известный церковный историк).

В августе 1914 г. началась череда самых тяжелых испытаний, когда Россия вступила в первую Мировую войну, после чего последовали поражения на фронтах, революции, Гражданская война и народные бедствия. Тяжелейшие бедствия выпали и на долю Пермской семинарии. В 1914 г. место ректора Пермской семинарии занял архимандрит Пимен (Белоликов), который позднее стал епископом Семиреченским и Верненским, священномученником, погибшим за веру в 1918 г. в городе Верном (Алма-Ата). Архимандрит Пимен ранее более 10 лет служил миссионером в Персии, знал местные языки, был знаком с персидской литературой, активно занимался переводами.

Энергия нового ректора была направлена на приспособление здания семинарии для военных нужд. Второй этаж главного корпуса был превращен в казармы для мобилизованных, а третий в лазарет. Семинаристы продолжали учиться, но часть классов разместилась в гардеробе, а занятия младших классов проходили в квартире ректора. Новый ректор ввел строгий режим экономии, создал санитарную дружину, к которой приобщались семинаристы.

Большое внимание архимандрит Пимен уделял воспитанию семинаристов, которые по сложившейся в их среде традиции имели две особенности. Они очень любили хоровое пение, а в свободное время часто прогуливались по городу. Особенно с началом бурной уральской весны они неизменно встречались на оживленной «Сибирке» либо на «Козьем загоне» — прогулочном месте на берегу Камы. «Созерцателями Перми» называют себя и своих товарищей в воспоминаниях бывшие питомцы Пермской духовной семинарии. Свои певческие таланты они изливали не только в семинарском саду, но и на многочисленных благотворительных концертах, которые устраивались по инициативе ректора семинарии отца Пимена. В таких концертах-вечерах счастливо сочетались музыкальные номера, литературная декламация с беседами, поучениями, лекциями. Одно из выступлений самого отца Пимена было посвящено теме Святой Земли в родной поэзии. Истовый, молитвенный, глубоко церковный епископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский) находил эти вечера решительно необходимыми, полезными, их содержание органически включало религиозные переживания в общую канву культурно-художественных потребностей общества. Эти концерты были очень популярны, так как хор семинарии славился своим мастерством. Билеты на концерты раскупались полностью, накануне отцу Пимену приходилось выдерживать настоящие атаки все новых и новых желающих приобрести их.

Кроме должности ректора архимандрит Пимен занимал должность главы Епархиального Общества трезвости. Общество устраивало грандиозные шествия с призывами дать обет трезвости, издавало тысячи брошюр. В 1916 г. архимандрит Пимен был отозван в Петроград для рукоположения в епископа и назначением на кафедру в Персидский город Урмия, где будущий епископ служил ранее. Пребывание епископа Пимена в Персии было не долгим. Вскоре епископ Пимен был назначен в г. Верный викарием Туркменистанским, где и удостоился мученического венца.

В 1916 г. ректором Пермской духовной семинарии был назначен архимандрит Феофан (Ильменский), будущий священномученик. Ранее архимандрит Феофан возглавлял Балашовское духовное училище и миссионерские курсы в Саратовской епархии. На посту ректора Пермской семинарии главным новшеством архимандрита Феофана настойчивое внесение им в сознание и жизнь воспитанников семинарии идеи пастырства, введение в семинарском храме общего пения семинаристов, усиление проповеднического дела. Новый ректор организовал на своей квартире субботние чтения и беседы, которые были любимы многими семинаристами.

26 февраля 1917 г. архимандрит Феофан был рукоположен в епископа Соликамского викария Пермской епархии. Епископ замещал правящего архиерея, когда он отсутствовал в епархии. После ареста архиепископа Андроника в апреле 1918 г. управление епархией перешло в руки епископа Феофана. Ректором Пермской Духовной семинарии был назначен архимандрит Матфей (Померанцев), который был членом Поместного Собора Российской Православной Церкви от монашествующих с 1917 по 1918 гг.

По воспоминаниям участников Собора его называли «любимчиком Собора», он был одним из участников расследования обстоятельств убийства митрополита Владимира (Богоявленского) и сделал на Соборе по этому поводу доклад. Когда Священным Собором была образована Комиссия для разработки вопросов, связанных с гонениями на Православную Церковь то в ее состав вошел и архимандрит Матфей. Кроме того, архимандрит Матфей был инициатором на Соборе многих предложений, в частности, по его заявлению был рассмотрен вопрос о «так называемом большевизме в Церкви», он был докладчиком и автором проекта по этому вопросу.

После провозглашения декрета об отделении школы от Церкви и Церкви от государства все духовные учебные заведения Перми подверглись закрытию. 23 февраля красногвардейцы захватили помещение Пермского Духовного училища. На грани закрытия оказалась Пермская Духовная семинария. Не смотря на сопротивление духовенства и верующих 15 марта 1918 года Пермская Духовная семинария прекратила свое существование, ее здание было конфисковано для нужд образованной ВЧК. Последствия закрытия Пермской Духовной семинарии были трагическими. В 1918 году общество «Изучения Пермского края» реквизировало богатейшую фундаментальную и ученическую семинарскую библиотеку, началась расправа над преподавателями. 11 (24) декабря отступавшие под натиском армии Колчака красноармейцы привели епископа Феофана, трех священников и пятерых мирян на лед Камы, где они были жестоко замучены. Епископу предстояло принять смерть через медленное замораживание в ледяной проруби.

В августе 1918 г. был зверски убит ректор семинарии архимандрит Матфей (Померанцев), который входил в состав комиссии Священного Синода по расследованию убийства архиепископа Андроника (Никольского). По завершении работы и возвращении поездом в Москву членов комиссии архиепископа Василия (Богоявленского), архимандрита Матфея (Померанцева) и Зверева А.Д. сразу же за железнодорожным мостом через реку Кама красноармейцы вывели из вагона и изрубили шашками.

25 декабря 1918 г. в город вступили белогвардейцы. На короткое время обучение в семинарии возобновилось. Новым ректором стал выпускник Пермской Духовной семинарии Николай Знамировский, который был инспектором с 1904 г. Позднее Николай Знамировский принял монашество с именем Стефан. В сан епископа его посвящал Святейший Патриарх Тихон 30 августа 1924 г. Будучи епископом Шадринским владыка Стефан временно управлял Пермской и Свердловской епархиями в 1924-1927 гг. В последующем Преосвященный Стефан (Знамеровский) стал архиепископом Вологодским. В марте 1942 г. архиепископа Стефана приговорили к расстрелу. Архиепископ Вологодский Стефан является священномучеником Русской Православной Церкви. После ухода белых из Перми Пермская Духовная семинария прекратила свое существование.

Попытка возродить духовное образование в Прикамье предпринимались в 1920 году. По благословению архиепископа Пермского и Кунгурского Сильвестра (Братановского) протоиерей Леонид Зубарев поднял вопрос перед властями об открытии в Перми Православного Богословского института с 3-годичным сроком обучения на базе закрытой семинарии. Однако разрешение было получено лишь на 8-месячные пастырско-богословские курсы, которые просуществовали до конца 1922 года.

С 1922 года по 1993 год духовное образование на территории Пермского края полностью отсутствовало. Только в перестроечные годы архиепископ Пермский и Соликамский Афанасий (Кудюк) организовал при Пермском епархиальном управлении пастырские курсы, которые в 2003 году по прибытию на Пермскую кафедру епископа Иринарха (Грезина) были по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II преобразованы в двухгодичное Пермское Духовное училище для подготовки священно-церковнослужителей, призванных нести свое служение в храмах и учреждениях Пермской епархии. Созданное Пермское Духовное училище решением епископа Пермского и Соликамского Иринарха было размещено при Свято-Троицком кафедральном соборе города Перми в здании бывшей Константиновской приходской школы. Необходимость такого решения было связано с тем, что в историческом здании Пермского Духовного училища размещался Пермский институт культуры, а здание Пермской Духовной семинарии вместе со студенческим храмом святого Иоанна Богослова после ликвидации размещавшегося в нем до 2003 года Пермского военного института Ракетных войск (ПВИ РВ) было распродано под нужды различных коммерческих структур без учета интересов Русской Православной Церкви.

Первым Ректором Духовного училища в постсоветское время стал Преосвященный Иринарх (Грезин), епископ Пермский и Соликамский, который предпринял энергичные меры по подбору профессорско-преподавательского состава, комплектованию библиотеки Духовного училища необходимой учебной литературой и организации учебного процесса. 1 октября 2003 года начались занятия в воссозданном в Прикамье Духовном учебном заведении.

Спустя год, в 2004 году Пермское Духовное училище получило государственную лицензию на свою деятельность. В мае того же года комиссия Учебного комитета Русской Православной Церкви совершила проверку деятельности Пермского Духовного училища, в ходе которой было рекомендовано в основу учебного процесса положить учебные программы Московской Духовной семинарии, что и было реализовано в последующей учебно-воспитательной деятельности.

Все это позволило, после получения благословения Святейшего Патриарха Алексия II, уже в 2005 году перестроить двухгодичную программу на четырехлетнее обучение в Духовной школе и в соответствии с этим наращивать учебно-материальную базу.

В августе 2007 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был принят Церковный образовательный стандарт высшего духовного образования. В связи с этим весь учебный процесс Пермского Духовного училища был перестроен в соответствии с новыми утвержденными требованиями.

В 2007 году была проведена проверка уставной деятельности Пермского Духовного училища Министерством Юстиции Российской Федерации, которая подтвердила высокий статус Духовного образовательного учреждения, по результатам проверки было сделано положительное заключение.

Из образовательной структуры Пермского Духовного училища в последние годы его развития выделились следующие духовные школы Пермской епархии:

— Пермское регентское училище, которое с 2007 года развивается как самостоятельное образовательное духовное учебное заведение;

— школа церковных художеств и шитья, которая с 2008 года стало самостоятельным образовательным учреждением при женском Успенском монастыре в городе Перми. 

За время существования Училища удалось сформировать профессорско-преподавательский состав, способный решать задачи подготовки священно-церковнослужителей по программе высшего богословского образования.

Таким образом, появление в образовательном пространстве Пермского края в 2003 году Духовного учебного заведения внесло значительные позитивные изменения в интеллектуальную и культурную среду Прикамья.

В связи с тем, что подготовка в Пермском Духовном училище с первых лет своего существования осуществлялась по программе Духовной семинарии, согласно Церковного образовательного стандарта высшего духовного образования, в 2008 году была достигнута договоренность с Екатеринбургской Духовной семинарией о приеме на 5-й курс экстерно-заочного обучения в Семинарии лучших выпускников Пермского Духовного училища, очное обучение которых по программе пятого курса по-прежнему осуществлялось в Перми силами преподавателей Духовного училища. В 2009 году семь выпускников пастырского отделения второго выпуска Пермского Духовного Училища, удостоенные права засвидетельствовать уровень своей подготовки в Екатеринбурге, успешно сдали выпускные экзамены, защитили дипломные работы и получили дипломы о высшем богословском образовании в Екатеринбургской Духовной семинарии. Один из выпускников поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, а другой — в Московскую Духовную академию. В следующем 2010 году также семь выпускников подтвердили достаточно высокий уровень богословской подготовки в стенах Пермской духовной школы, успешно сдав выпускные квалификационные экзамены и защитив выпускные квалификационные работы в Екатеринбурге. Из выпускников этого — третьего выпуска один поступил в Киевскую Духовную академию и один выпускник — в Московский Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

Это послужило убедительным свидетельством тому, что Пермское Духовное училище способно осуществлять подготовку по программе высшего богословского образования.

В ноябре 2009 года комиссия Учебного комитета РПЦ, под председательством протоиерея Максима Козлова (заместителя Председателя Учебного комитета) осуществили проверку Пермского Духовного училища на предмет готовности его преобразования в высшее богословское учебное заведение. По итогам работы высокая комиссия сделала положительное заключение и уже 25 декабря Священный Синод на своем заседании принял решение о преобразовании Пермского Духовного училища в Семинарию.

За семь лет деятельности Пермского Духовного училища на пастырское отделение было принято: с очной формой обучения

· 83 молодых человека, а с заочной формой обучения

· около 200 слушателей, из которых 143 мирянина, готовящихся к служению в Церкви.

Из числа принятых на очное отделение 30 студентов успешно завершили обучение, 10 воспитанников рукоположены в священный сан, 11 продолжают обучение в Духовных учебных заведениях. Из числа слушателей-мирян, обучавшихся в Пермском Духовном училище заочно, рукоположены в священный сан 41 человек. Таким образом, за семь лет развития Пермского Духовного училища из числа его учащихся и выпускников рукоположено в священный сан 51 воспитанник, что позволило пополнить клир Пермской епархии на 22%, то есть каждый пятый священнослужитель Пермской епархии является выпускником Пермского Духовного училища. К тому же в Пермское Духовное училище поступили в священном сане 53 слушателя, что составляло 19% клира, то есть почти пятую часть всего духовенства Пермской епархии.

В марте 2010 года на Пермскую кафедру был назначен Высокопреосвященный Мефодий (Немцов), который приступил к решению задачи по реорганизации Духовного училища в Семинарию сразу же по прибытии его в Пермь, предъявив высокие требования к уровню организации учебно-воспитательного процесса и подготовки выпускников. В первую очередь во взаимодействии с Губернатором и Правительством Пермского края была решена острейшая проблема, связанная с размещением Духовного учебного заведения, которое спустя семь лет обрело достойное помещение, которое отвечает всем основным требованиям учебно-воспитательного процесса в высшем Духовном учебном заведении.

Ко времени воссоздания Пермской Духовной семинарии удалось сформировать профессорско-преподавательский состав, способный решать задачи подготовки священно-церковнослужителей по программе высшего богословского образования. 

Учебный процесс в Пермской Духовной семинарии чрезвычайно разнообразен и направлен на подготовку достойных священнослужителей Русской Православной Церкви. Здесь преподаются богословские, церковно-исторические, церковно-практические и общеобразовательные дисциплины. Особенно глубоко студенты изучают Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, догматическое, нравственное, пастырское богословие. Опытными наставниками в этом являются священнослужители во главе с Его Высокопреосвященством митрополитом Мефодием (Немцовым): первый проректор семинарии — протоиерей Олег Игнатьев, иеромонах Роман (Черепанов), священник Валентин Волков, протоиерей Игорь Ануфриев, протоиерей Андрей Сапсай и др.

Большое внимание уделяется дисциплинам церковно-практического направления, изучающим православное богослужение, его строй и символику. Обучение по этому направлению проходит под опытным водительством священника Виталия Бойченко, священника Сергея Голубева, иеромонаха Трифона (Ежова), диакона Геннадия Вихарева и др.

Центром духовного и пастырского воспитания студентов Семинарии является храм. Здесь учащиеся под руководством своих наставников приобщаются к литургическим сокровищам Православной Церкви, восходят на первые ступени церковного служения. С первого курса студенты приступают не только к теоретическому знакомству с православным богослужением, но и непосредственно участвуют в нем в качестве иподиаконов, чтецов, певцов и пономарей. Под руководством старших священнослужителей-педагогов студенты учатся произносить церковные проповеди, в которых раскрывается перед верующими смысл Священного Писания, звучит призыв к благочестивой жизни, построенной на началах христианской нравственности.

Большое место в учебном процессе и научной деятельности занимают исторические дисциплины, которые преподают — выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии священник Валентин Волков; доктор философских наук, кандидат исторических наук Мария Игоревна Дегтярева; кандидат исторических наук, доцент Александр Владимирович Вертинский.

Филологическую базу для богословских и исторических занятий дает изучение студентами древних (древнегреческого и латинского) и английского языков. Особое значение придается изучению церковно-славянского языка, который является богослужебным языком Русской Православной Церкви. Гармонию церковно-славянского языка учащиеся Семинарии постигают на занятиях доктора филологических наук, профессора Валерия Александровича Мишланова. Древнегреческий и латинский язык студентам преподает кандидат филологических наук, доцент Александр Юрьевич Братухин, широко известный в стране и за рубежом как автор переводов трудов Тертуллиана. Постижение современных иностранных языков происходит на занятиях кандидата филологических наук Натальи Ивановны Россомагиной. Богатство русского языка и его культуры раскрывает на своих уроках Людмила Викторовна Братухина.

Богатство гуманитарного знания студентам семинарии открывают: доктор исторических наук протоиерей Алексей Марченко; кандидат социологических наук, доцент Николай Александрович Гоголин; кандидат философских наук, доцент Анатолий Владимирович Жохов.

Пермская Духовная семинария располагает богатой библиотекой научно-богословской литературы, общий фонд которой составляет 30064 экземпляров книг, в том числе 16515 экземпляров составляют учебный фонд и 13549 экземпляров образуют публичный фонд, которые позволяют обеспечить очную и заочную формы обучения согласно учебной программы Духовной семинарии.

Обучение в семинарии осуществляется на двух отделениях: пастырском и иконописном. На отделении священно-церковнослужителей (пастырском отделении) обучение осуществляется в очной и заочной формах.

На очное отделение принимаются юноши, имеющие полное среднее образование, от 17 до 35 лет, не состоящие в браке, рекомендованные священнослужителем, отвечающие требованиям к состоянию здоровья (исходя из перспектив дальнейшего пастырского служения) и успешно сдавшие вступительные экзамены по Закону Божиему, русскому языку (изложение), церковному пению и прошедшие собеседование.

Обучение осуществляется в течение пяти лет. Воспитанники очного отделения Семинарии во время обучения проживают в общежитии, обеспечиваются формой одежды, питанием и всем необходимым для учебы. Учебно-воспитательный процесс в Семинарии преследует цель создания всех необходимых условий для подготовки достойных священнослужителей. Семинаристы принимают активное участие в богослужебной жизни Пермской епархии. Самые лучшие воспитанники Семинарии производятся в иподиаконы Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Соликамского.

Большое место в учебно-воспитательном процессе занимает пение и музыкальное творчество, как воспитанников Семинарии, так и его сотрудников. Организаторами семинарских концертов и выступлений учащихся Пермской Духовной Семинарии являются: священник Игорь Ануфриев и иеромонах Трифон (Ежов).

Силами педагогов и студентов Семинарии проводятся научно-богословские конференции, чтения, семинары, круглые столы. Популярными среди общественности стали встречи в религиозно-философском клубе «Логос», организованном при Семинарии.

Важнейшие качества будущего пастыря воспитанники Семинарии обретают во время выполнения трудовых послушаний.

В свободное от учебы время проводятся разнообразные воспитательные мероприятия, студенты посещают музеи, выставки, театры, занимаются спортом.

На заочное отделение священно-церковнослужителей принимаются мужчины до 50 лет, не вступившие в брак или состоящие в первом браке. Кроме этого условия поступления для заочников те же, что и на очную форму обучения. Студенты, обучающиеся заочно пребывают на установочную и экзаменационные сессии два раза в год.

На иконописном отделении осуществляется только очная форма обучения. Верующие молодые люди, имеющие художественный талант и необходимый уровень знаний по Закону Божиему, рекомендованные священнослужителями на занятиях в иконописном отделении овладевают искусством православной иконописи. Под руководством опытных наставников-иконописцев они теоретически и практически изучают традиции иконописного дела и современную технику реставрации. Студенты иконописного отделения обеспечиваются общежитием и всеми необходимыми условиями для постижения творчества иконописи.

Во всех областях своей многогранной деятельности Семинария ощущает архипастырскую заботу своего Ректора — Высокопреосвященного Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.




История семинарии
Духовные учебные заведения РПЦ в XVIII – начале XXI вв.
Ректор семинарии
Информация поступающим
Наш храм
Виртуальное путешествие по Пермской Духовной семинарии
Документы

Православный календарь




Чтения:  
© 2012, Пермская Духовная Семинария
614000, Россия, Пермь, Шоссе Космонавтов 185
[t:] +7 [342] 206 26 28
[e:] permseminaria@gmail.com
На Главную

семинария пермская духовная православие пермская духовная семинария Сайт пермской семинарии